Entry-header image

Об Армении

Краткая история армянского народа

Возникновение Армении

Армянский народ — один из древнейших современных народов. Он пришел в мир из такой глубины веков, когда не только не существовало современных европейских народов нашего времени, но и народы древней античности — римляне и эллины — едва родились.
Армянское нагорье является одним из очагов человеческой цивилизации. В различных районах нагорья, у подножия горы Арагац, в ущелье Раздан (Арзни, Нурнус) были обнаружены примитивные каменные орудия, изготовленные около полумиллиона лет назад, в эпоху древнего каменного века – палеолита. В эту эпоху уже развивалось земледелие. Возделывались злаковые и плодовые растения, обильно распространенные в диком виде в различных районах нагорья.
Впервые в истории название «Армения» встречается в надписи персидского царя Дария, высеченной на трех языках в 521 г. до н. э. на скале Бихистун близ города Керманшах. Интересно, что на эламском и древнеперсидском языках страна называется Армения, а в ассирийском тексте — Урарту.
На одной из древнейших карт мира — Звездчатой ​​Вавилонской карте на глиняной плите (V в. до н. э.) из шести изображенных на ней стран одна — Армения. Ранние сведения об армянах и Армении встречаются также у древнегреческих авторов V в. до н. э. — Геродота и Ксенофонта.

 


Великая Армения

С самого начала своего существования Армянское государство было вынуждено вести непрерывную борьбу за независимость против Мидийского царства, Ахеменидской Персии и греко-македонских завоевателей. Во второй половине IV в. до н. э. Армения стала добычей преемников Александра Македонского — Селевкидов. В 190 г. до н. э., воспользовавшись ослаблением Селевкидов, два их сатрапа (стратега) — армянские князья Арташес и Зарех, объединив вокруг себя армян, подняли восстание и полностью освободили страну. Впоследствии Арташес присоединил к Великой Армении часть Малой Азии и ряд областей к северу, от озера Севан до Куры и Каспийского моря.
Самый выдающийся представитель династии Арташесидов Тигран Великий (95-55 гг. до н. э.) еще больше расширил владения Великой Армении и создал обширную империю от Каспийского моря до Черного и на юге до Средиземного моря. С правлением династии Арташесидов начинается бурное развитие армянской экономики и подъем духовной жизни народа. Армения становится одним из центров самобытной культуры, которая по времени совпадает с греческой культурой эпохи эллинизма, имея с ней много общих черт. Развалины архитектурных памятников этого времени до сих пор поражают воображение; среди них видное место занимает крепость Гарни со знаменитым языческим храмом.
К этому времени относится возникновение армянского театра. Римский историк Плутарх сообщает, что армянский царь Артавазд II создал в Арташате театр (56 г. до н. э.), где ставились пьесы греческих и армянских авторов. Древние армяне придавали большое значение всякого рода оракулам, предзнаменованиям и божественным откровениям. Существовала вера в духов и мифических существ (вишапов, дэвов и т. д.)


Создание армянской письменности

Армяне в Византийской империи

Армяне занимали видное место в правящем классе Византии. В Византийской империи сосуществовало множество различных этнических и языковых групп, но только армянам было разрешено сохранять свою собственную культуру. Армянский был вторым официальным языком наряду с греческим. Самым выдающимся представителем этой династии, при котором Византия достигла могущества и процветания, был армянин Василий II.
В связи с тем, что Армения не признала Четвертый Вселенский (Халкидонский) Собор (451 г.), на взаимоотношения Византии и Армении оказали влияние попытки официальной Византийской церкви обратить Армянскую церковь в халкидонизм.

 

Золотой век в истории Армении

С конца IX века династия Багратидов привела Армению к культурному, политическому и экономическому росту, тем самым ознаменовав новый золотой век в армянской истории. В 885 году Армения была признана суверенным царством двумя крупнейшими державами региона: Арабским халифатом и Византийской империей. Примерно через 450 лет после падения Великой Армении армянское государство было восстановлено. С начала X века Византийская империя признала политическую гегемонию Армении в Закавказье — по крайней мере, по отношению к христианским государствам. Халифат, в свою очередь, присвоил армянским царям титул «шахиншах» — царь царей. За время существования Армянского царства Багратидов еще большее развитие получили историография, философия, математика, медицина, литература, архитектура, миниатюра, фресковая живопись, декоративно-прикладное искусство и другие отрасли искусства и науки; в целом эпоха была отмечена культурным возрождением.

Армянский Католикосат

Несмотря на то, что к концу XI века в большинстве своем армянские царства были разрушены, церковная власть продолжала существовать в лице католикоса, традиционно избираемого из рода Пахлавуни. В результате завоевания столицы Армении города Ани византийцами в 1045 году, а затем сельджуками в 1064 году началось изгнание католикосата. Почти на столетие резиденция католикоса армян, в зависимости от расстановки внешних и внутренних сил, переносилась из Каппадокии в Евфрат.
В XII веке кафедра Католикоса армян была перенесена в Киликию, сначала в город Ромкла, а затем в Сис. Резиденция Католикоса армян в Киликии просуществовала два столетия; с падением Киликийского армянского царства престол Католикоса всех армян в 1441 году вернулся из Киликии в Святой Эчмиадзин, где он находится и в настоящее время.
В отличие от других армянских земель, в Киликии, помимо господствующей традиционной армянской церкви, существовали и христианские церкви других направлений, в первую очередь католического. Это обстоятельство объясняется тем, что армянское государство было торговыми воротами востока, а также рассматривалось папством как союзник и перевалочный пункт во время крестовых походов. Католическая церковь в лице ее главы, папы римского, понимая важность Киликии, пыталась распространить свое влияние на армянское государство и уменьшить влияние армянской церкви. Римские легаты и миссионеры пытались склонить королевство к принятию католичества. Несмотря на то, что они вели активную деятельность, это не принесло им ощутимых дивидендов, и влияние армянской церкви не уменьшилось.

Хронологическая таблица истории Армении

Кратко о геноциде 1915 года

Геноцид Aрмян

Термин геноцид в 1944 году ввел в оборот польский юрист еврейского происхождения, профессор Рафаэль Лемкин. Семья Лемкина была одной из жертв еврейского Холокоста, и этим термином он хотел описать и определить нацистскую систематическую политику убийств и насилия, а также зверства 1915 года, совершенные против армян в Османской империи.

1948 9 декабря Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, согласно которой геноцид определяется как международное преступление, а подписавшие ее государства обязаны предупреждать и наказывать тех, кто совершает геноцид.

Что такое Геноцид армян?

Массовые убийства армянского населения в Османской империи во время Первой мировой войны называются Геноцидом армян.

Эти массовые убийства были совершены правительством младотурок в различных регионах Османской империи.

Первая международная реакция на эти события была в 1915 году. Это было совместное заявление Франции, России и Великобритании от 24 мая, где насилие, совершенное против армянского народа, было охарактеризовано как «преступление против человечества и цивилизации». Стороны считали турецкое правительство ответственным за совершенное преступление.

Почему был осуществлен Геноцид армян?

Когда началась Первая мировая война, правительство младотурок, пытаясь сохранить остатки ослабленной Османской империи, приняло политику пантюркизма, то есть создания обширной Турецкой империи, которая бы простиралась до Китая, включая все тюркоязычные народы Кавказа, Средней Азии. План предусматривал тюркизацию всех национальных меньшинств. Армянское население рассматривалось как главное препятствие для реализации этого плана.

Возможно, Геноцид армян был запланирован еще в 1911-1912 годах, но младотурки использовали начало Первой мировой войны как удобный момент для его осуществления.

Каково число жертв Геноцида армян?

Накануне Первой мировой войны в Османской империи проживало более двух миллионов армян. Около полутора миллионов армян были убиты в период 1915-1923 гг., а остальные были либо насильно обращены в ислам, либо нашли убежище в разных странах мира.

Механизм геноцида

Геноцид — это организованное истребление группы людей с главной целью прекращения их коллективного существования. Поэтому реализация геноцида требует централизованного планирования и внутренних механизмов реализации, что делает геноцид государственным преступлением, поскольку только государство обладает всеми ресурсами, которые могут быть использованы для реализации этой политики.

1915 г. Первый этап истребления армянского населения начался с арестов (в основном в Константинополе, столице Османской империи) и уничтожения сотен представителей армянской интеллигенции, начавшихся 24 апреля. Позднее армяне всего мира стали отмечать 24 апреля как день памяти жертв Геноцида армян.

Вторым этапом осуществления Геноцида армян стал призыв около 60 000 армянских мужчин в турецкую армию, которые впоследствии были разоружены и убиты своими турецкими товарищами по оружию.

Третий этап геноцида ознаменовался резней женщин, детей и стариков и их депортацией в Сирийскую пустыню. Во время депортации сотни тысяч людей были убиты турецкими солдатами, полицией, курдскими и черкесскими бандами. Многие умерли от голода и эпидемических заболеваний. Тысячи женщин и детей подверглись насилию. Десятки тысяч армян были насильно обращены в ислам.

Наконец, последняя фаза Геноцида армян – это абсолютное отрицание турецким правительством массовых депортаций и массовых убийств армянского народа на его собственной родине. Несмотря на продолжающийся процесс международного признания Геноцида армян, Турция всеми возможными способами борется против признания Геноцида армян, в том числе с использованием исторических манипуляций, различных средств пропаганды, лоббирования и т. д.

Главные организаторы геноцида Aрмян

Талаат Паша
Энвер-паша
Мустафа Кемаль Ататюрк

Выступление представителей науки, медицины и истории Турции

Моя совесть не может смириться с тем, что Великая Катастрофа, пережитая армянами Османской империи в 1915 году, сталкивается с равнодушием и отрицанием. Я не могу принять такую ​​несправедливость. Я сочувствую переживаниям и горю моих армянских братьев и сестер и прошу у них прощения.

За первые 24 часа после публикации письма его подписали около 8000 человек. К середине 2013 года петиция собрала около 29 504 подписей.

Уголовное расследование
Стоит отметить, что сегодня по статье 301 Уголовного кодекса Турции (оскорбление турецкой нации) прокуратура возбудила уголовное дело в отношении подписавших петицию. Однако спустя некоторое время, согласно заключению турецкой прокуратуры, «предварительное следствие установило, что оснований для уголовного преследования нет, поскольку право на выражение противоположного мнения охраняется законом и является нормой в демократических обществах».

Инициаторы этой акции уже были осуждены[кем?] и названы «предателями и фашистами». По данным источников, националистические силы Турции при поддержке турецких военных сил готовы всячески воспрепятствовать действиям инициаторов акции и применить силу в отношении тех представителей турецкой интеллигенции, которые присоединились к акции «Прошу прощения».

 

Великие полководцы Армении

Всемирно известные и величественные армяне

Армяне, изменившие мир к лучшему